Московские общины сестер милосердия
Общины сестер милосердия, несмотря на общность своих целей, представляли
собой во многом отличные друг от друга организации. Они подчинялись
различным ведомствам, что определяло степень их самостоятельности, структуру
управления и многое другое. Все общины, существовавшие во II половине
XIX – начале XX в., можно условно поделить на три основных вида: подчиненные
епархиальному начальству, общины Российского Общества Красного Креста
и пользующиеся самостоятельным управлением в рамках Министерства внутренних
дел.
Пасхальная
открытка. 1915 год.
Конец XIX в. и особенно первая четверть ХХ в. – это бурное и трагическое
время в истории России, когда очень многие события требовали активной
деятельности сестер милосердия, их непосредственного участия. Это и
войны, и периодически повторявшиеся неурожаи, вызывавшие голод и эпидемии
в целых губерниях. Кроме того, Российское Общество Красного Креста распространяло
свою деятельность далеко за пределы России, оно посылало свои отряды
всюду, где требовалась помощь.
Всего в Москве существовало семь общин. Первая из них – Никольская
(1848 г.). Первоначально она располагалась на Долгоруковской улице,
а затем переехала на Воронцовскую улицу, недалеко от Новоспасского монастыря.
В 1865 г. тридцать сестер Никольской общины во главе с княгиней Н.Б.
Шаховской переселились в дом на Покровской улице, положив начало общине
"Утоли моя печали". С 1872 г. община размещалась в Лефортово
(Госпитальная площадь, 2). В 1872 г. официально открылась Владычне-Покровская
община (ул. Бакунинская, 83 и ул. Гастелло, 42-44), а в 1888 г. – Александринская
община сестер милосердия при Комитете "Христианская помощь"
(ул. Писемского, 9). Иверская община (ул. Малая Якиманка, 17) была основана
в 1894 г. В начале ХХ в. возникло еще две общины: Павловская (ул. Плющиха,
13) в 1901 г. и Марфо-Мариинская обитель милосердия (ул. Большая Ордынка,
34) в 1909 году. Последней организованной в Москве общиной стала возрожденная
в 1914 г. Никольская община, названная в честь своих первых создателей
– доктора Ф.П. Гааза и княгини С.С. Щербатовой.
Сфера деятельности различных общин сестер милосердия имела существенные
различия. В зависимости от целей, стоявших перед каждой конкретной общиной,
очерчивался круг тех вопросов и проблем, которыми она занималась.
Наиболее узкой и конкретной была сфера деятельности общин Российского
Общества Красного Креста. Их цель заключалась в подготовке сестер милосердия
для ухода за больными и ранеными как в военное, так и в мирное время.
Сестры осуществляли свою деятельность в военных госпиталях и лазаретах,
гражданских больницах и частных домах, а также командировались в помощь
врачам в периоды эпидемий и иных общественных бедствий . По распоряжению
Главного управления Общества сестры милосердия любой общины могли быть
командированы как в города и села других губерний, так и за пределы
Российской империи.
Община сестер милосердия "Утоли моя печали" на первых порах,
помимо ухода за ранеными и больными, поставила в число своих задач «утешение
скорбящих» . Это выражение в уставе не объясняется, но под ним можно
понимать всестороннюю помощь больным, сиротам, старикам и другим обездоленным
людям. Но впоследствии данная формулировка была исключена из уставов
общины. Это вызывает определенное недоумение, так как содержание при
общине женского училища и детского приюта явно не вписывалось в рамки
чисто медицинских целей, на что, впрочем, и указывало Российское Общество
Красного Креста, отказываясь принять общину в свое ведение .
Павловская община задумывалась и учреждалась для вполне конкретной цели
– оказания медицинской помощи бедному населению Москвы. В соответствии
с этим сестры милосердия изыскивали средства для лечения неимущих больных,
сами бесплатно ухаживали за ними, а также заботились об оставшихся без
попечения членах семьи заболевшего. Позже сфера ее деятельности расширились.
После русско-японской войны в задачи общины было включено оказание помощи
больным и раненым воинам и пострадавшим от стихийных бедствий, причем
уже не только в Москве, но и за ее пределами.
Цели Московской Владычне-Покровской общины сестер милосердия были гораздо
шире: 1) предоставление безвозмездного приюта бедным девицам и вдовам,
желающим с пользой служить Отечеству; 2) попечение о бедных больных;
3) утешение скорбящих; 4) призрение и воспитание бездомных детей и детей
бедных священно – церковнослужителей; 5) специальная подготовка сестер
милосердия для ухода за ранеными в военное время на поле брани, а в
мирное – для дежурства в военных госпиталях, городских и тюремных больницах.
Для выполнения этих задач при общине планировалось учредить отделение
сестер милосердия, отделение для грудных младенцев, приют для детей
обоего пола до 9 лет, школу для девочек 9-17 лет, больницу, аптеку,
приемный покой для приходящих бедных больных и операционное отделение
для обучения сестер фельдшерским обязанностям.
Цели Марфо-Мариинской обители милосердия были сформулированы максимально
широко: «трудом сестер Обители милосердия и иными возможными способами
помогать в духе Православной Христовой Церкви больным и бедным и оказывать
помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». Круг действий
Обители милосердия на первое время ограничивался городом Москвой, но
впоследствии при увеличении средств Обители его предполагалось распространить
и вне черты города.
Таким образом, Общины Красного Креста занимались исключительно медицинской
деятельностью, почти не затрагивая другие сферы благотворительности,
что вполне объясняется характером и задачами всего Общества Красного
Креста.
Русская Православная Церковь в лице Московского митрополита использовала
гораздо большее количество способов помощи нуждающимся. Соответственно,
для епархиальной Общины медицинская помощь была не основной задачей,
а лишь одной из многих. Кроме того, ее деятельность была преимущественно
ориентирована на беднейшие слои населения. Такую же возможность расширения
сферы деятельности своей общины имела и княгиня Н.Б. Шаховская, располагавшая
достаточными личными средствами.
Великая княгиня Елизавета Федоровна еще больше расширила сферу деятельности
своей Марфо-Мариинской обители милосердия, практически ничем ее не ограничивая.